Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
1. Настоящим Положением определяется перечень ситуаций потенциальных и реальных конфликтов интересов, общая профилактика конфликтов интересов, механизм поведения должностного лица в случае возникновения конфликта интересов, а также процедуры принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Положение распространяется на должностных лиц ОАО «Белзооветснабпром» (далее – Общество) и его унитарных предприятий вне зависимости от уровня занимаемой должности, осуществляющих организационно-распорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к Обществу (предприятию), структурным подразделениям, работникам и направлениям деятельности при организации и осуществлении повседневной деятельности Общества и его унитарных предприятий (далее - должностные лица).
Положение разработано в соответствии с законодательством Республики Беларусь в сфере противодействия коррупции, локальными нормативными правовыми актами Общества.
2. Перечень ситуаций конфликтов интересов:
2.1. непосредственная служебная подчиненность или подконтрольность должностного лица своему супругу (супруге), близкому родственнику (родителям, детям, в том числе усыновленным (удочеренным), усыновителям (удочерителям), родным братьям, сестрам, деду, бабке, внукам) или свойственнику (близким родственникам супруга (супруги));
2.2. осуществление должностным лицом властных полномочий, контрольных, надзорных, функций в отношении организации (предприятия), в уставном фонде которой у него имеется доля участия либо в которой учредителями, руководителем или главным бухгалтером являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники;
2.3. наличие у должностного лица доли участия в уставном фонде коммерческого предприятия либо близкого родства или свойства с учредителями, руководителем, главным бухгалтером этого предприятия, если это лицо принимает решение (участвует в принятии решения) о заключении с предприятием хозяйственного договора (например, является членом конкурсной комиссии, дает оценку соответствия конкурсного предложения техническому заданию, визирует проект договора и т. д.).
2.4. наличие у должностного лица, являющегося членом комиссии для проведения закупок за счет собственных средств, заинтересованности в результатах закупок:
2.5. выполнение должностным лицом иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой оно осуществляет либо может осуществлять властные полномочия, управленческие, контрольные, надзорные и иные служебные функции.
2.6. планируемое трудоустройство должностного лица в организацию, в отношении которой это лицо принимает или может принимать решения по службе.
2.7. принятие должностным лицом решения (согласование решения) о приеме на работу лица, которое является его супругом (супругой), близким родственником или свойственником.
2.8. участие должностного лица в аттестации работника, который является супругом (супругой), близким родственником или свойственником должностного лица.
3.С целью профилактики конфликта интересов для должностного лица установлены определенные ограничения.
Должностное лицо не вправе осуществлять:
3.1 занятие предпринимательской деятельностью;
3.2 оказание содействия супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности с использованием служебного положения;
3.3 представление интересов третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью предприятия, работником которого является должностное лицо, либо подчиненному и (или) подконтрольному ему предприятию;
3.4 выполнение иной оплачиваемой работы, не связанной с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;
3.5 использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученную при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
3.6 нарушение в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию этих должностных лиц.
4. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения руководитель предприятия обязан в письменной форме уведомить генерального директора Общества (должностное лицо, исполняющее обязанности руководителя Общества, во время его отсутствия), как только ему станет об этом известно.
5. В уведомлении о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения указываются:
а) должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, на имя которого направляется уведомление;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, номер телефона руководителя предприятия;
в) ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) руководителя предприятия влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью руководителя предприятия, правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства;
г) личная заинтересованность руководителя предприятия, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, под которой понимается возможность получения руководителем предприятия при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
6. Уведомление оформляется по установленной форме (приложение № 1 к настоящему Положению).
Подается руководителем предприятия лично или по почте.
К уведомлению прилагаются все имеющиеся материалы и документы, подтверждающие обстоятельства, доводы и факты, изложенные в уведомлении.
7. Прием и регистрация уведомлений осуществляется секретарем Комиссии по противодействию коррупции Общества (лицом, уполномоченным председателем комиссии по противодействию коррупции, на время его отсутствия).
8. Уведомление подлежит незамедлительной обязательной регистрации в Журнале регистрации уведомлений о возможности возникновения конфликта интересов (приложение № 2 к настоящему Положению).
Ведение Журнала возлагается на секретаря Комиссии по противодействию коррупции Общества (лицо, уполномоченное председателем комиссии по противодействию коррупции, на время его отсутствия).
Журнал должен быть зарегистрирован, прошит, пронумерован и заверен печатью Общества и подписью уполномоченного лица.
В случае поступления заявления для регистрации по почте заверение подписью лица, представившего заявление, не требуется, при этом срок регистрации заявления составляет 1 рабочий день с момента поступления заявления.
Отказ в регистрации заявления не допускается.
9. Копия зарегистрированного уведомления выдается руководителю предприятия на руки под подпись либо направляется по почте с уведомлением о вручении.
10. В течение 1 рабочего дня зарегистрированное уведомление представляется секретарем Комиссии по противодействию коррупции генеральному директору Общества или уполномоченному им должностному лицу для принятия решения о проведении проверки.
Генеральный директор (уполномоченное им лицо) по получении материалов о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов принимает незамедлительное решение о его предотвращении (урегулировании), либо, при необходимости, направляет материал для проведения дополнительной проверки в комиссию по противодействию коррупции Общества.
Проверочные мероприятия и последующие действия по урегулированию конфликта интересов носят конфиденциальный характер.
11. Комиссия по противодействию коррупции проводит необходимые проверочные мероприятия в 3-хдневный срок, после чего направляет отчет по проверке на имя генерального директора Общества (уполномоченного им лица).
Ситуация, не являющаяся по заключению Комиссии конфликтом интересов, не нуждается в специальных способах урегулирования.
В случае, если конфликт интересов имеет место, генеральный директор Общества (уполномоченное им лицо) в зависимости от ситуации конфликта интересов комиссией может использовать различные способы его разрешения:
11.1. вручение должностному лицу письменных предписаний о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
11.2. отстранение должностного лица от совершения действий по службе (работе), вызывающих или могущих вызвать у него конфликт интересов:
11.3. перевод в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать возникновение конфликта интересов, на другую равнозначную должность;
11.4. внесение изменений (постоянных или временных) в должностные обязанности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе возможность исполнения на новом рабочем месте прежних должностных обязанностей;
11.5. принятие иных мер, в соответствии законодательством Республики Беларусь.
При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб Обществу (унитарному предприятию).
12. О принятом решении в течение 3 рабочих дней сообщается работнику, направившему уведомление.
13. Должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов:
14. В случае отказа должностного лица от принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, оно подлежит перемещению на иную должность (при наличии таковой), устраняющую действие конфликта интересов или же подлежит увольнению в соответствии с трудовым законодательством.